Страны и города
Русский
Українська

Театры Харькова

Театры Харькова

Театры города, афиша, репертуар, театральная жизнь, рецензии на спектакли, отзывы

Риторические вопросы

Ирина Сурикова (Театр 19), 14 Ноября 2008, 22:48
m1043673ae49649ed5d6.jpg«Любите ли Вы театр, так как люблю его я? Т.е. всеми силами души Вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением», - Белинский (т.1 стр.78)

Как правило, люди стараются избегать вопросов, на которые нет однозначных ответов. А, если все-таки попробовать? Ведь раз Вы начали читать эту колонку, то слово - театр – для Вас любопытно, интересно, небезразлично. А, во всем, что нам небезразлично, нужно пытаться «дойти до самой сути, до основания…» (как это делали классики).

Разобраться можно только путем вопросов. Пусть даже и риторических. Попробуем.

Мне кажется, вопросы о театре нужны особенно сейчас, в эпоху телевидения и Интернета. Договоримся сразу, что мы с Вами современные люди, и говорить будем, о современном и подчеркиваю - Украинском театре.

Итак, вопрос первый: «Для чего Вы ходите в театр?»
И в большинстве случаев ответ был такой – «чтобы приятно провести время», или «чтобы культурно отдохнуть». Простите, а чем, тогда Вам не подходит кино?
Эти ответы театрального обывателя, как нельзя лучше характеризируют наш «современный» театр. Или, вот другой пример размышлений неглупого человека: «Спектакль Виктюка конечно интересный, но чересчур, что ли, авангардный, сложный». Отлично! Значит то, что театральная Европа делала тридцать лет тому назад, для нас сегодня авангард.

Безусловно, наш зритель исторически привык к другому. Но говорят, что уже 17 лет у нас свобода творчества. Пожалуй, кроме свободы, нашим деятелям искусства неплохо привить и мировой практический опыт.

Зритель не виноват, а публика не дура. Просто ему никто не хочет сказать, что в искусстве есть что-то сложнее таблицы умножения. Или не может.

Но глупо занудствовать, простите. Интереснее задавать вопросы и рассматривать факты. А факты украинского театра таковы, что он бежит на месте.

Когда я задал вопрос режиссеру Полтавского Академического театра им. Гоголя «Почему ты решил сегодня ставить ВИЙ (Гоголя)?», он ответил – «Предложение худрука. Сделаешь ужастик за два месяца? – А почему бы и нет!». И это ситуация в нашей стране не исключение, а правило.

Задайте вопрос, что побудило ХТЮЗ сделать сценографию последней премьеры плохо скрытой копией старой работы Марка Захарова? – Безусловно, творческое понимание материала.

Задайте откровенный вопрос, что побудило наши театры к выпуску определенных спектаклей. Вы не услышите откровенного ответа. Может быть он и не нужен? Это жизнь, и не нужно максимализма, ответите Вы мне. Жизнь гораздо сложнее. Вы правы. Максимализма не нужно. Нужно быть честным хотя бы иногда, хотя бы с самим собой.

Но с честностью у интеллигенции беда. Да, да именно у тех, кто причисляет себя к интеллектуальному труду. Мало кто в политике, честно Вам скажет, насколько ему самому весело создавать и разваливать коалицию. Мало кто из режиссеров, честно признается, сколько раз в год, он действительно чувствует конкретную мысль, которую сейчас остро необходимо направить в зал. Честность – лишние эмоции.

Честно может сказать строитель, что ему осточертела его работа. Но при этом, практически честно положит кирпич. Честно Вам о жизни скажет продавец, но работать будет быстро и с улыбкой. Ведь продавцы четко знают, что такое конкуренция и боятся лишиться работы. А от строителей и врачей, зависит наша жизнь. А от уровня искусства – естественно нет?

В последнем интервью журналу «Корреспондент», Андрей Жолдак сказал, что театр должен провоцировать. И в этом с ним можно полностью согласиться. Театр просто обязан провоцировать. Иначе, «просто приятно провести время», можно в ресторане. У Жолдака хватает вкуса провоцировать по-своему. Пусть так. Он не утруждается провоцировать в зрителях мысли, чувства. Но не все так плохо, и в одном только Харькове хватает провоцирующих спектаклей. Как в частных («Афганский исход» - Романа Жирова), так и в государственных коллективах («Л.Ю.Ч.Е.» - Степана Пасичника). Наконец-то. Все-таки.
Но это все ответы. А еще осталось немножечко вопросов.

«Для чего Вы ходите в театр?». Спрашивал я Вас дорогой зритель. А если спросить об этом тех, кто там работает. Теперь уж точно ответов нет, а только новые вопросы и длинные паузы.

Я могу понять, что такое производственная необходимость. Что систему государственных театров реформировать крайне трудно. Систему государственных, да.

На вопрос, зачем приходить на репетицию муниципального театра, в столице, я услышал ответ – за 40 гривен. Каково? По-моему очень дешево. Дешево платят тем людям, которые должны реформировать наши души, как бы пафосно это не звучало.

И теперь, я вступаю в диалог с Вами все с тем же вопросом – зачем?
Ведь и милиционер, и актер задолго до начала службы примерно понимают, сколько им заплатят, тогда зачем?
Ведь Вы же любите театр, так, как люблю его я?

Автор: Антон Меженин

театр, мысли, театральные заметки

 

5,97

+

-


Комментарии 

Ольча (Оля), 14:43 09 Декабря 2008
Особисто я ходжу в театр, щоб побачити виставу, через яку дізнатись думку постановника про ту чи іншу тему, а ще для того щоб прожити разом з актором це маленьке життя під назвою вистава, щоб відчути енергію і пристрасть яку несе актор у тому чи іншому образі і... ще багато можна написати але одним словом скажу театр це частка моєї душі, його треба відчувати.
І чеснокажучи у всьому вищеописаному бачу лише одне: відсутність моральних цінностей. Люди не знають чому йдуть в театр, бо йдуть туди за примусом вчителя чи за компанію, чи тому що це модно побачити ту чи іншу виставу.
Для того чтобы оставить комментарий вы должны войти или зарегистрироваться




 
 
Погода в Украине Достопримечательности Украины Онлайн бронирование гостиниц
Услуги для гостиниц Рекламодателю Вебмастеру Вход для гостиниц Map
Копирование материалов с данного сайта допускается только с письменного разрешения редакции
© 2019 nezabarom.ua
Все права защищены