Страны и города
Русский
Українська

НАЙЦIКАВIШI ЛЮДИ ХАРКОВА

Роман Пятковка хочет устроить выставку в здании Благбаза. Или на другой нестандартной площадке

Nezabarom , 14 Ноября 2013, 18:40
13 ноября в информагентстве Status Quo прошел брифинг победителя Sony World Photography Awards 2013 в номинации “Концептуальная фотография” Романа Пятковки.
m131230ac459bb0059c6a8.jpg
(Видеозапись здесь: http://www.sq.com.ua/rus/article/press_centr/press_konferenciya_pobeditelya_sony_world_photography_awards_2013_romana_pyatkovki/)

Фотограф говорил о том, что сомневается в том, как Харьков примет его выставку, но считает, что культурное пространство города всё же необходимо шевелить.

Роман Пятковка — первый украинец, которому удалось получить победу на Sony World Photography Awards — своего рода аналоге “Оскара” в фотографии. В шорт-листы украинцы доходили, а вот победу харьковский художник получил первым. По прогнозам экспертов и убежденности самого Романа, теперь украинцев — и участников, и победителей, — на Sony World Photography Awards станет существенно больше.

“Я каждый раз подчеркиваю: победил не Пятковка, победу получила Украина”, — говорит фотохудожник.


Благбаз, каток, супермаркет как альтернатива выставочным пространствам


Увидит ли Харьков серию “Советское фото”, награжденную авторитетным мировым фотоконкурсом, — вопрос открытый. Около 9 тысяч долларов необходимо для того, чтобы напечатать и оформить для выставки 44 работы серии — в том виде, в котором этого требует галерея, обладающая эксклюзивными правами на все фотоработы Романа Пятковки. И это только часть организационных затрат.


Впрочем, “Советское фото” — далеко не самая дорогая затея Пятковки. Сейчас у художника в планах проект, для которого необходимо 40 мониторов, висящих на одной стене. Есть ли в Украине галерея, которая способна такой проект потянуть? — Вряд ли.


Высокая цена выставки — только одна из причин того, почему “Советское фото” до сих пор не видел харьковский зритель. Вторая — неуверенность автора в необходимости такого шага. “Я понимаю возможную реакцию, а раздражать, шокировать зрителя у меня нет никакого желания, — говорит фотохудожник. — Я вообще против голого шокирования (не “голым телом”, а “ни на чём не основанного”). С другой стороны, сейчас в Харькове есть много новых молодых фотохудожников; вписывать их в “Харьковскую школу” по чисто территориальному признаку я не берусь, но интересно даже тогда, когда они ошибаются. И, наверное, выставки нас, “стариков”, нужны уже хотя бы для того, чтобы показать, откуда у молодых ноги растут”.


Художник говорит, что пришло время осваивать новые выставочные площадки. “Да, я с удовольствием сделаю выставку, скажем, в ЕрмиловЦентре, но с не меньшим я бы сделал её в здании Благбаза, это вообще моя давнишняя мечта. Что это могло бы быть ещё? Не знаю, большой супермаркет, каток тоже забавно. А вот в павильоны детского сада мои работы не пустят, — смеётся художник. — Интересно было бы сделать меняющуся экспозицию — фотографировать каждый день новые фото и вкладывать их вместо уже просмотренных”.



“Советское фото” — классический “бутерброд”

Серия “Советское фото”, созданная Пятковкой в 2012-м году, объединяет обложки журнала “Советское фото” и фотографии автора того же, советского, периода. Каждая работа — не просто коллаж, а некий фотографический палимпсест, в котором друг сквозь друга проступают слои не сколько разного времени, сколько разных реальностей, объединяясь в некую общую историю.


“Я давно работаю с архивными материалами, пытаясь выяснить взаимоотношение различных культурных пластов и визуально их осмыслить, — рассказывает Роман Пятковка. — В “Советском фото” на самом деле, были же иногда хорошие картинки, хоть и пропагандистские и цензурированные, и в глубине души я, конечно хотел попасть в этот журнал. А сегодня я взял и нахально себя в него поместил.

Напомню, что в то время тело было табуизировано, его нельзя было ни смотреть, ни показывать, ни не дай бог снимать. Хотя мы, конечно, тихонько снимали. Сегодня это называется “ню”, а тогда это называлось порнографией, и нас, конечно же, за это не хвалили. Я хотел соотнести друг с другом эти картинки, с некой иронией и, прежде всего, — самоиронией.


Что касается технологии, то я использовал методологию создания изображения, изобретенную Борисом Михайловым, здесь, в Харькове, в 60-е годы — так называемый “бутерброд”. Он складывал два позитива, потом была дубль-экспозиция и так далее. Я повторил эту “бутербродную систему”, отдавая дань уважения своему учителю и воскрешая старую технологию, которую сегодня можно эксплуатировать по-новому.

30 лет назад я как раз и начинал с “бутерброда”, под влиянием Михайлова. Мы остаёмся верными себе. Мы работаем в тех контекстах, тех методологиях и тех социальных средах, в которых мы жили и живём”.


Роман напоминает, что и 30 лет назад, и сегодня — фотохудожники “Харьковской школы” всегда стремились изобретать новые методы изготовления изображений, отличающиеся от стандартов, поэтому каждая серия не похожа на предыдущую. Но некоторые (как “Советское фото”) являются неким взглядом в прошлое, переосмыслением некогда опробованных методов.


Напомним, в апреле 2013 Роман Пятковка был признан победителем в номинации “Концептуальная фотография” профессиональной категории Sony World Photography Awards — самого авторитетного в мире фотоконкурса. С тех пор проект “Советское фото” уже видели в Бюдельсдорфе, Москве, Днепропетровске, Лондоне и Братиславе. Фрагменты серии можно увидеть в интернете, но полноценного представления ни о концепте, ни о технической стороне работы они не дают.

Журнал “Советское фото”, в честь которого назван проект, был единственным фотографическим изданием в СССР с 1926-го по 1992-й год. Картинки из пропагандистского журнала Пятковка совмещает со своими работами того времени — на тот момент андеграундными.

m13122be552575f190432e.jpg

 

48,17

+

-


Для того чтобы оставить комментарий вы должны войти или зарегистрироваться
Погода в Украине Достопримечательности Украины Онлайн бронирование гостиниц
Услуги для гостиниц Рекламодателю Вебмастеру Вход для гостиниц Map
Копирование материалов с данного сайта допускается только с письменного разрешения редакции
© 2020 nezabarom.ua
Все права защищены